Китай "остывает"
По данным Национального бюро статистики, валовой внутренний продукт (ВВП) Китая во II квартале вырос на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В I квартале китайская экономика выросла на 9,8%, а в IV квартале прошлого года — на 9,9%. Эти цифры говорят о том, что Пекину пока удается сдерживать угрозу образования инвестиционного пузыря. “Все риски и негативные факторы, угрожавшие нашей экономике, с самого начала были взяты под контроль”, — констатирует представитель статистического бюро Чжен Цзинпин.
Тем не менее экономисты расходятся во мнениях, насколько больно ударят по компаниям последствия инвестиционного бума последних двух лет. Только сейчас завершается строительство множества новых домов, металлургических и цементных заводов, что приведет к резкому увеличению предложения на китайском рынке. Многие эксперты опасаются, что Китаю потребуется много времени на то, чтобы переварить дополнительную массу товаров, выходящих на рынок.
Индекс потребительских цен в Китае вырос в июне на 5% по сравнению с прошлым годом. Китайский ЦБ предупредил, что при такой инфляции возможно повышение процентных ставок. Чжен из статбюро объясняет всплеск потребительских цен сезонным дефицитом зерна. “Инфляция проблемы не представляет”, — говорит он.Одна из зон риска, за которой внимательно следят экономисты, — это автомобильная промышленность. Продажи легковых автомобилей выросли в прошлом году на 75%, но три последних месяца они падали, так что в июне этого года объем их продаж был всего на 2,2% выше показателя прошлого года. Аналитики ожидают, что рост продаж возобновится после того, как власти снимут ограничения на потребительские кредиты, которые были наложены с целью остудить экономику. А пока стагнация на автомобильном рынке нервирует иностранных и местных производителей, которые активно наращивали свои производственные мощности в Китае.
Другой ключевой сектор экономики — недвижимость — развивается столь же динамично, как и раньше: растут и цены, и динамика продаж, и инвестиции. В первой половине года капиталовложения в строительные проекты составили почти 500 млрд юаней ($60 млрд). По словам Чжена, по-прежнему высоки инвестиции в стальную, алюминиевую и цементную промышленность. Эти секторы беспокоят Пекин не меньше, чем автомобилестроение и недвижимость.
Продолжение инвестиционного бума свидетельствует об уязвимости экономического курса властей. Постепенное замедление темпов роста способно предотвратить сильный удар в случае жесткой посадки. А тем временем инвесторы вводят в строй огромное количество новых заводов и зданий, что чревато и затяжной дефляцией, которая способна на годы подорвать деловую активность в стране.
“Мягкая посадка была неправильным решением, — уверен экономист гонконгского отделения Morgan Stanley Энди Се. — Такая политика только оттягивает кризис, выходить из которого будет куда труднее. Правительству следовало озаботиться этой проблемой два года назад, когда инвестиционный бум только начинался”. В 2003 г. доля инвестиций в ВВП Китая составила 43%, в этом году, по оценке Се из Morgan Stanley, она может вырасти до 46%. В развитых странах этот показатель не превышает 20%, и даже в экономиках “азиатских тигров” начала 90-х — Южной Кореи и Таиланда — он был гораздо ниже, чем сейчас в Китае.
Десять лет назад Китай уже пережил схлопывание инвестиционного пузыря, который все-таки лопнул. Это привело к затяжной дефляции, напоминает Се. Впрочем, не все экономисты настроены так же мрачно, как он. Они указывают на то, что китайские потребители намного богаче, чем 10 лет назад.
Просмотров: 80
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.