Прелюдия. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (17-24 сентября 2017 г.)

Подъем цен на мировом рынке стали, продолжавшийся на протяжении двух с половиной месяцев, похоже, завершается. Российские металлурги, очевидно, еще смогут добиться повышения по октябрьским контрактам при поставках сортового и листового проката отечественным потребителям, но в дальнейшем им, очевидно, придется перейти к понижательной коррекции. Что не так уж плохо, так как позволит немного поддержать рынок накануне сезонного зимнего спада.

Сигнал к общему снижению дает тот, кто и раскручивал цены на стальную продукцию на протяжении последних нескольких месяцев, т. е. Китай. Котировки на местных товарных биржах после прохождения пика в начале сентября опустились более чем на 400 юаней ($60) за т. Причем в последнюю неделю темпы спада были наивысшими с весны этого года. Особенно резко подешевело сырье: железная руда — на 8,5%, а коксующийся уголь — почти на 10%. Значения спотовых индексов, отражающих стоимость импортной руды в китайских портах, вообще упали по сравнению с концом предыдущей недели почти на 12%.

Спад в Китае имеет под собой несколько причин. Некоторые из них вполне объективны. Национальные металлургические компании, как с ними частенько бывает, переоценили осенний спрос и перенасытили местный рынок стальной продукцией. Снизилась активность в изрядно перегретой строительной отрасли. Девелоперам нужно время, чтобы распродать накопившиеся площади в жилищном и коммерческом секторах. Темпы роста промышленного производства уменьшились от 6,4% в июле до 6,0% в августе.

Есть причины и у удешевления железной руды и коксующегося угля. Практически никто не сомневается в том, что уже в ноябре текущего года выплавка стали в Китае пойдет на снижение. Местные администрации и металлургические компании, похоже, готовы подчиниться решению центрального правительства о сокращении производства в период с 15 ноября по 15 марта, т. е. на время отопительного сезона, когда крупные города промышленного северо-востока страны заволакивает дымом от сотен угольных котельных.

Вероятно, через какое-то время их смогут заменить на более чистые газовые ТЭЦ, но пока что властям приходится идти на снижение загрузки производственных мощностей в металлургической, коксохимической, цементной и ряде других отраслей. Как говорится, здоровье людей, которым в безветренные зимние дни приходится надевать респираторы, чтобы хоть как-то защититься от смога, дороже.

Причем, есть уже как минимум один пример уменьшения производительности промышленных предприятий с целью улучшения экологической обстановки. Компания Chalco, крупнейший производитель алюминия в Китае, объявила о выведении из эксплуатации 30% мощностей глиноземного и алюминиевого заводов в г. Цзяоцзо в провинции Хэнань. Зимний «карантин» может затронуть не только металлургов, но и их потребителей. Так, администрация Пекина распорядилась о приостановке на зиму крупных строек, в частности, строительства дорог и сноса старых зданий.

Важно здесь то, что нынешняя ситуация уникальна. Прошлой зимой китайские власти выдавали распоряжения о кратковременной приостановке работы промышленных предприятий в отдельных городах, больше всего страдавших от смога, но на объемах производства стали в стране это практически не отразилось. В этом году последствия обещают быть намного более существенными, но как все повернется в реальности, не знает никто. Поэтому участники рынка и настроены нервозно.

В любом случае, массовая остановка промышленных предприятий, чем бы она ни была вызвана, - это не есть хорошо для экономики. Поэтому пессимизм китайских биржевиков и дистрибьюторов, а также обусловленное им понижение цен на стальную продукцию в стране можно понять и объяснить.

Свою лепту, безусловно, стараются внести и западные «партнеры». Агентство S&P вдруг объявило о снижении суверенного кредитного рейтинга Китая, что тоже оказало негативное влияние на рыночные ожидания. И есть очень устойчивые подозрения, что данные действия были приурочены как к приближающемуся съезду компартии Китая, так и к недавно высказанному намерению Пекина перейти на торговлю нефтяными контрактами за юани. Здесь американским конкурентам очень важно показать Китай экономически нестабильной и проблемной страной, чтобы предотвратить перетекание денежных потоков из долларового пространства в зарождающееся юаневое.

В качестве обоснования такого шага S&P указывает на растущую задолженность китайских компаний, часть которой неизбежно становится проблемной. Это действительно так, поскольку китайское правительство в последние месяцы интенсивно накачивает экономику кредитами, за счет чего стимулируются капиталовложения компаний в основные фонды и ускоряется рост. Данная долговая пирамида превышает 250% ВВП Китая, но опасность ее обрушения явно преувеличивается западными аналитиками.

Пока финансовая система страны плотно контролируется Народным банком Китая, господствующие позиции в ней занимают государственные банки, а в экономике доминируют государственные компании, банкротство стране не грозит. Хотя, конечно, проблемы невозврата займов накапливаются, но по-видимому еще не подошли к критической черте.

Но так или иначе падение цен на стальную продукцию в Китае имеет место быть, и этот фактор уже в ближайшем будущем может оказать воздействие как на мировой рынок стали, так и на позиции на нем российских компаний. Сейчас ситуация достаточно неопределенная, и дальнейшие события могут пойти по нескольким вариантам.

По одному из них спад в конце сентября — начале октября перейдет в стабилизацию, возможно, с небольшой повышательной коррекцией. Цены на стальную продукцию, поддержанные реальным спросом со стороны промышленности и строительного сектора Китая, примерно вернутся на уровень августа. Железная руда, конечно, провалится сильнее, но все-таки тоже остановит свое падение.

Китайские металлургические компании сохранят прежнюю ориентацию преимущественно на внутренний рынок и не статут ни увеличивать объемы экспорта заготовки, сортового и листового проката, ни сбивать цены на них. Экспортные котировки на российскую продукцию уменьшатся на $30-60 за т по сравнению с текущими значениями, но отечественные производители сохранят и рынки, и прежние объемы заказов.

Второй вариант менее благоприятен. Если биржевые котировки в Китае продолжат снижение и на следующей неделе с прежними темпами, спад наберет инерцию и станет самоподдерживающимся. Тогда китайская стальная продукция повысит свою конкурентоспособность и на мировом рынке, где удешевление в некоторых сегментах может достигнуть и даже превзойти $100 за т в течение одного-двух месяцев. Правда, в сужение реального потребления стальной продукции в Китае не верится, так что этот спад будет довольно резким, но вряд ли продолжительным. Чтобы обвал принял длительный характер, потребуется реальное обострение каких-либо серьезных проблем в китайской и мировой экономике.

Вариант со стабилизацией мировых цен на нынешнем, весьма высоком уровне тоже существует, но он выглядит в данный момент не слишком вероятным. Для этого нужно, чтобы уже в ближайшие неделю-две китайский рынок возобновил подъем, отыграв понесенные ранее потери. В принципе, перед съездом китайские власти могут пойти на некоторые демонстративные шаги, чтобы создать благоприятное впечатление и воспрепятствовать нарастающему пессимизму, но подешевевшая железная руда так и останется гирей на ногах у рынка стали. Вернуть ее на рубеж $75-80 за т CFR Китай в преддверие зимних отключений, скорее всего, уже невозможно.

Таким образом, российские металлурги, скорее всего, столкнутся в ближайшее время со снижением экспортных котировок, а затем неизбежно встанет вопрос и об удешевлении проката на внутреннем рынке. Тем более, что нынешние цены воспринимаются большинством потребителей как завышенные, а общая ситуация в российской экономике выглядит достаточно оптимистичной. Правительство, правда, взяло паузу, заявляя пока что лишь о необходимости укрепления положительных тенденций, но работа, безусловно, ведется.

На первый план в данный момент выходит банковская система, где под санацию через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) попал уже второй крупный банк за последний месяц. И в том, и в другом случае причиной трудностей у финучреждений стали неосмотрительные управленческие решения. Между тем в Госдуме вспомнили о подготовленном еще несколько лет назад законопроекте о введении имущественной ответственности собственников по обязательствам банков и компаний. Конечно, вероятность принятия такого нормативного акта невелика, но это явный намек. В современной экономике надо работать не только честно и прозрачно, но и по-умному, не зарываясь.

Вот говорят, «время покажет». Оно и показывает. Порой весьма наглядно.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 594

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter