Интересное время. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (18-25 марта 2018 г.)
Итак, в России прошли президентские выборы. Надо понимать, теперь пошел отчет до мая, когда после инаугурации, судя по всему, будет провозглашена новая экономическая политика. По крайней мере, назвав ее цели — и в послании Федеральному собранию 1 марта, и в обращении к гражданам России 23-го, президент должен будет рассказать о конкретных средствах их достижения.
Однако до этого еще полтора месяца. В нынешние времена — срок просто громадный. Если ранее окружающая действительность порой создавала впечатление болота, где ничего не происходит, только что-то медленно и тягуче бурлит глубоко под поверхностью, то теперь события резко ускорились. Прежде всего, на мировой арене.
Нет, Дональд Трамп — просто красавец! Деляга высшего класса в кресле президента страны, считающей себя мировым... нет, не лидером — хозяином, - это надо видеть! Прямо таки какое виртуозное владение экономическим и политическим инструментарием! Классическая притча о том, как добиться счастья, сначала запустив себе в дом козу, а потом избавившись от нее, в практическом исполнении и без малейшего стеснения!
Итак, как говорится, следите за руками! Сначала, 8 марта, американский президент сообщает о введении, якобы «в интересах национальной безопасности», 25%-ных тарифов на весь импорт стали и 10%-ных на алюминий. Всеобщий шок, стоны, жалобы пострадавших... Американский импорт стали в 2017 г. - это почти ровно $31 млрд. Солидная сумма, которую не хочется терять даже частично.
Следующий шаг. Заявляется, что некоторые страны, особенно как бы друзья и союзники США, могут получить освобождение от этих пошлин. И действительно, такие счастливчики есть. Это весь Евросоюз (включая Великобританию, которая вроде бы из него еще официально не вышла, но без Норвегии и Швейцарии), Канада с Мексикой, Бразилия, Аргентина и Южная Корея. Остальные, по словам Дональда Трампа, тоже могут попросить.
И здесь начинается самое интересное. Убрать козу... то есть, конечно, тарифы предлагается не просто так, а за конкретные уступки. Некоторые из них уже стали достоянием прессы. Так, Канаде и Мексике следует согласиться на переписывание договора НАФТА — естественно, в интересах США. Корейцы должны отказаться от идеи расширения поставок своих автомобилей в США и допустить больше американских машин на свой рынок. Европейцам министр финансов США Стивен Мнучин еще раньше посоветовал довести затраты на военные цели до 2% от ВВП, как и положено послушным членам НАТО.
Да, и конечно, сотрудничество со США по вопросам безопасности — это не обсуждается. Это необходимое условие для тех, кто хочет ходатайствовать о неприменении к их компаниям стальных пошлин. Срок при этом дан до 1 мая. После чего действие временного освобождения от тарифов должно завершиться.
Но тут всплывает еще один нюанс. Советник президента Дональда Трампа по вопросам торговли Питер Наварро в интервью CNN заметил, что для тех стран, которые (путем уступок) выторгуют для себя исключения из-под действия тарифов, будут введены... квоты на поставки в США тех же стали и алюминия. Дабы никто не смог воспользоваться «удобными флагами», чтобы беспрепятственно и беспошлинно поставлять свою продукцию на вожделенный американский рынок. И будут ли эти квоты равны реальному объему экспорта в 2017 г., - большой вопрос. Не исключено, что меньше...
А если вспомнить февральские рекомендации Министерства торговли США, то нельзя не признать президента Трампа исключительно творческим человеком. Из трех предложенных ему вариантов (сравнительно небольшие тарифы для всех, высокие пошлины выборочно, импортные квоты) он в итоге выбрал все три. Причем он еще и поставил дело так, что все должны идти к нему кланяться и «покупать» входные билеты на американский рынок стали, который ранее был относительно свободным (если не считать антидемпинговых и компенсационных пошлин, конечно), а теперь оказался огороженным свежим шлагбаумом.
В общем, вслед за международным правом США радостно вышвырнули в канаву и законы международной торговли. Безусловно, российское правительство совершенно право, заявляя о намерении подать жалобу в ВТО, но... какие будут последствия? В аналогичной ситуации в начале «нулевых» США, введя 30%-ные тарифы на импорт 15 категорий стальной продукции, затем досрочно отменили их, выполнив решение ВТО, куда обратились Евросоюз и Япония. Однако есть большие сомнения в том, что нынешние американцы в случае неблагоприятного для себя вердикта (а иного варианта быть не может) прислушаются к мнению Всемирной торговой организации.
Между тем, на прошлой неделе Дональд Трамп выдвинул еще одну инициативу. С целью снижения огромного отрицательного сальдо в торговле с Китаем он объявил о намерении ввести тарифы на импорт ряда китайских товаров на общую сумму $60 млрд. в год. Причем здесь предусматривается 60-дневная отсрочка, из которых 30 дней должны быть отведены на консультации. Похоже, тут в китайский дом впихивается еще одна коза, за избавление от которой китайцам будет предложено заплатить.
Вопрос, пойдет ли на это Китай, уже опубликовавший список из 128 товарных позиций, на которые он готов ввести ответные пошлины. Европейцы, правда, тоже поначалу хорохорились, угрожали пошлинами на американские джинсы, бурбон и мотоциклы «Харлей-Дэвидсон», а потом как миленькие побежали в Вашингтон просить об освобождении от тарифов... Так что, посмотрим.
Влияние всех этих телодвижений на мировой рынок стали было, как говорится, множественным и разнообразным. В Америке цены на прокат прут вверх как сестрички Уильямс на... ну, будем это называть достижениями современной фармацевтики, да... Обычные горячекатаные рулоны добрались до $850 за короткую т ($937) EXW за базу и готовятся взять рубеж $900 за короткую т в апреле. А некоторые оптимисты говорят уже и о $1000 за т (естественно, короткую, что по 907 кг) как о вполне достижимой цели. Если так пойдет, то 25%-ными импортными тарифами можно будет смело пренебречь. Взлет цен в США покроет все расходы.
Кстати, не стоит забывать о том, что американские потребители могут подавать петиции об освобождении от пошлин тех видов стальной продукции, которые в США в достаточных объемах не производятся. Никаких конкретных сообщений по этому поводу пока нет, но надо понимать: будут. И самые вероятные кандидатуры здесь, пожалуй, могут появиться в секторе нефтегазовых труб. Но это еще только предстоит.
Пока что американский рынок стали на подъеме, местные металлургические компании наращивают загрузку мощностей. И это может привести к дефициту металлолома, крупнейшим экспортером которого традиционно выступают США. Сейчас внутренние цены на лом там лишь ненамного превосходят мировые, но в апреле-мае разрыв может существенно расшириться, в результате чего сырье станет просто не интересно поставлять за границу.
В последние две-три недели котировки на лом стагнировали в Турции и поднимались в азиатских странах. Однако при этом турецкие компании просто воздерживались от новых закупок, не зная, как решится вопрос с поставками их арматуры и листового проката в США. В принципе, Турция тоже собирается похлопотать об освобождении от тарифов, но вот только какую плату потребуют в Вашингтоне?!...
Так или иначе, турецким компаниям рано или поздно придется возобновить закупки лома, причем, скорее всего, по еще более высокой цене. И это может дать новый толчок затормозившим было ценам на сортовой прокат и заготовку. Российские компании как раз в начале второй половины марта начали выводить эти котировки на отметку $550 за т FOB — самую высокую с 2012 г., а тут произошла такая неприятность с американскими тарифами. Но они же могут опосредовано вызвать новый рост в апреле.
Для листового проката отечественного производства ситуация выглядит менее обнадеживающей. Ожидания торговой войны со США обвалили цены на стальную продукцию в Китае. В последнее время стоимость китайского металла как внутри страны, так и на на экспорте и без того сокращалась вследствие избыточных складских запасов, а в конце недели на Шанхайской фьючерсной бирже произошел настоящий обвал — почти 10% за два дня. Правда, до сего времени в Китае было все в порядке с экономикой, так что еще есть шансы, что в конце марта — начале апреля котировки там откорректируются вверх.
Российский рынок стали между тем находится в состоянии жирафа, до которого все доходит с некоторым опозданием. Отечественные металлургические компании не собираются отказываться от намеченного на апрель подъема отпускных цен на арматуру и листовой прокат. Хотя если ранее это повышение можно было объяснить благоприятной экспортной конъюнктурой, то сейчас положение, скажем, неоднозначное. В то же время, весна приближается, внутренний спрос оживает или должен вскоре ожить, так что дистрибьюторы тоже постепенно подтягивают вверх свои котировки, приближая их к заводским.
В экономике России, на первый взгляд, все остается по-прежнему, т. е. весьма мрачновато. Однако в ней, похоже, грядут какие-то крутые перемены. Обращение президента к гражданам России в очередной раз продемонстрировало, что в верхних эшелонах четко видят цель и наметили средства ее достижения. Чтобы поднять и экономику страны в целом, и уровень доходов населения, и общее благосостояние и благоустроенность на качественно новую высоту, действительно необходим технологический рывок. Это даст повышение производительности труда и увеличение объема добавленной стоимости, которое можно будет использовать и для повышения зарплат, и для наращивания государственных доходов.
Основная проблема здесь заключается в том, чтобы запустить этот процесс, провести его через «нулевой цикл», когда ресурсов (денежных, кадровых, управленческих) затрачивается особенно много, а отдачи еще нет. Правда, есть подозрение, что эту стадию мы уже проходим, и не первый год. В рамках этого «строительства фундамента» происходят и «чистка» банковской системы, и внедрение цифровых механизмов налогового и платежного контроля, и конкурс «Лидеры России», и многое другое.
Теперь, по идее, должна придти очередь стимулирования реального сектора. Здесь напрашивается китайский путь — запуск ряда крупных инфраструктурных проектов как ускоритель для экономики. Кроме того, сказав «А» и призвав к совершению технологического рывка, власти должны сказать и «Б», т. е. создать условия для такой модернизации. А это кредиты на приобретение оборудование и технологий, поддержка НИОКР, сотрудничество государства и частного предпринимательства в решении стратегических задач, подготовка кадров и еще многое другое. В общем, то, что уже реально делается Фондом развития промышленности, Экспортным центром и другими организациями, но в гораздо больших масштабах.
Так что, подождем еще немного. И будем надеяться, что эта весна станет для нас действительно интересным временем!
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.