Директор НИИЖБ им. А.А. Гвоздева
А. Да
видюк отметил, что железобетонный каркас еще
на долгие годы останется самым распространен
ным решением в несущих системах многоэтаж
ных зданий. Поэтому повышение его качества
и долговечности должно стать первостепенной
задачей для науки, производителей и потреби
телей. Благодаря замене стержневой арматуры
и ручной вязки на пространственные сварные
каркасы заводского изготовления снизится мате
риалоемкость и повысится скорость строитель
ных работ.
Эту тему продолжил В. Харитонов, глав
ный специалист Сертификационного центра
НИЦ «Строительство». Он отметил, что суще
ствует три основных технологии строительства:
кирпичное, монолитное и панельное, а также
варианты их комбинирования. Для заказчика
основным критерием выбора системы домостро
ения служит минимизация себестоимости стро
ительства при обеспечении заданного качества
и уровня безопасности здания.
В развитых странах наблюдается положи
тельный тренд монолитного строительства, эта
технология позволяет возводить нестандартные
конструкции. Однако монолитное строительство
имеет недостатки, усиливающиеся в российских
условиях.
Первый недостаток монолитного строи
тельства — большие сроки возведения здания.
Если 12—18-этажный панельный дом строится
за 9—12 месяцев, то кирпично-монолитное зда
ние — за 12—16 месяцев.
Второй недостаток —монолитный железобе
тон изготавливается непосредственно на строй
площадке. Низкая квалификация персонала
предопределяет невысокое качество полевых ра
бот и армирования. К тому же ручная вязка при
изготовлении каркасов не увеличивает качество
соединений, но в десятки раз снижает скорость
сборки.
Кроме того, из-за недостатков регулирующих
документов проектировщики вынуждены пере
страховываться и закладывать более высокий
расход арматуры, чем требуется для безопасной
эксплуатации здания. В результате перерасход
арматуры в монолитном строительстве достигает
30—40%. К перерасходу металла ведет и отсут
ствие инфраструктуры для утилизации обрези
арматуры в прутках при раскрое на стройпло
щадках.
В таких условиях участники рынка не заинте
ресованы во внедрении передовых классов и ви
дов арматуры— перерасход металла все равно
оказывается выше, чем экономия при использо
вании новых материалов.
Повысить привлекательность монолитно
го строительства можно за счет использования
арматурных сеток и каркасов, изготовленных
в заводских условиях. В развитых странах доля
монолитного железобетона достигает 70—80%.
Этому способствует инфраструктура, которая
обеспечивает повышение качества строитель
ства: унифицированная щитовая опалубка и ар
матурные изделия, изготовленные в заводских
условиях, литые бетонные смеси с суперпласти
фикаторами и т.д.
В России доля использования монолитного
железобетона чуть ниже — около 60%. Однако
российские строители серьезно отстают от евро
пейских в использовании сетки заводского изго
товления. По оценке докладчика, в нашей стране
не более 3% арматуры идет на выпуск сварной
сетки. В то же время в Германии соотношение
между стержневой арматурой и сварной сеткой
заводского изготовления — 50 на 50, первая даже
теряет свои позиции. В России сегодня лишь в не
большом числе регионов готовая сварная сетка
и каркасы находят массовое применение. Увели
Для заказчика
основным критери
ем выбора систе
мы домостроения
служит миними
зация себестоимо
сти строительства
при обеспечении
заданного качества
и уровня безопасно
сти здания.
декабрь
87