чению их использования препятствует в первую
очередь излишняя консервативность в методах
проектирования в области монолитного железо
бетона.
Докладчик назвал следующие основные пре
имущества применения сварной сетки заводско
го изготовления при армировании монолитного
железобетона:
P
высокая производительность армирования
больших площадей при минимальных затратах
труда;
P
снижение сроков выполнения и металлопо
требления;
P
повышение надежности и срока службы зда
ния за счет сокращения использования ручного
труда, а значит, влияния человеческого фактора;
P
возможность внедрения новых видов арма
турных изделий и классов арматурного проката,
увеличивающих экономическую эффективность.
Согласно расчетам В. Харитонова, сметная
стоимость армирования может снизиться на 38%
за счет перехода от ручной вязки к сеткам завод
ского изготовления.
Есть и другие способы повышения эффектив
ности строительной отрасли. Например, опреде
ленный потенциал кроется в намотке арматуры.
В настоящее время европейские производители
активно переходят на рядную намотку, благодаря
чему экономится 30% средств на тонну продук
ции по сравнению с популярной в России смот
кой после линий Stelmor. Эффективность рядной
намотки связана с высокой относительной плот
ностью бухты, что позволяет увеличить уровень
загрузки вагонов и использовать меньше склад
ских помещений.
Развитие строительной отрасли сдержи
вается нормативной документацией. Об этом
рассказал заместитель руководителя группы
исследовательских испытаний Сертификаци
онного центра НИЦ «Строительство» И. Сав
расов. По его словам, НИЦ «Строительство»
приступил к разработке ГОСТ Р «Сетки плоские
и пространственные сварные для армирования
железобетонных конструкций», а также СТО
и рекомендаций по применению каркасной
продукции в железобетонных конструкциях.
При разработке нормативов особое внимание
уделяется уменьшению длины соединения внах
лестку и анкеровки, а также увеличению приме
нения сварных и пространственных каркасов
в железобетоне из арматуры промежуточного
диаметра. Эти меры позволят снизить метал
лоемкость. Дело в том, что проектировщик вы
нужден закладывать в проект максимальные
диаметры арматуры, чтобы не нарушать условия
стандартов. Это происходит даже в тех случаях,
когда в различных направлениях соединения
требуются различные диаметры арматурного
проката. Благодаря промежуточным диаметрам
проектировщик сможет изменять шаг сетки,
не опасаясь нарушить качество участка.
Еще одна проблема —практика расчета огне
стойкости и огнесохранности железобетонных
конструкций. Коэффициенты условий работы
арматурных сталей при нагреве и охлаждении, не
обходимые для расчетов огнестойкости при про
ектировании железобетонных конструкций, не пе
ресматривались уже более 15 лет, что сдерживает
применение новых видов арматурной стали.
Руководитель НТЦ «Сварка и контроль в стро
ительстве» Ю. Арефьев отметил, что на эффек
тивность строительства влияет также качество
сварки. Во всем мире сейчас уходят от сварки
арматурных сталей, в дальнейшем она будет ис
пользоваться только при изготовлении сеток,
каркасов и закладных деталей. Сварка сущест
венно влияет на состояние материала — после
нее могут образовываться поры, раковины, ино
родные включения. Для нивелирования негатив
ных свойств стандартных типов сварки, таких
как сварка под флюсом, Ю. Арефьев предлагает
расширить применение сварки трением. Она по
зволяет снизить затраты электроэнергии, увели
чить диапазон привариваемых арматурных стер
жней (6—100 мм), а также обеспечивает высокую
повторяемость результатов операции.
Таким образом, отечественная строительная
отрасль обладает значительным потенциалом
для повышения эффективности применения со
временных материалов. Благодаря индустриаль
ным методам изготовления узлов и деталей для
монолитного строительства и новым технологи
ям в производстве, логистике, монтаже и сварке
изделий в отрасли достигаются такие же пока
затели, как в развитых странах. Одним из глав
ных тормозов развития строительной отрасли
остается нормативнотехническая документация.
Ее изменение в ближайшие годы может открыть
дорогу для расширения имеющихся и создания
новых производств арматурных каркасов.
Обзор подготовил Виталий Малый
88
декабрь
Cтройиндустрия